Мир сенэн-аниме

Статьи

Сенэн-аниме аккумулирует в себе практически все лучшее, что есть в японской мультипликации: закрученный романтико-приключенческий сюжет, детализированный файтинг, постоянно обновляющиеся ряды персонажей. В нашей статье речь пойдет о мире аниме "жанра" сенэн 1990-2000-х гг.

Сенэн на рубеже 1990-2000-х гг.: сериалы-локомотивы

Сенэн объединяет все подростковые аниме-сериалы, ориентированные на парней. Насилия и эротики в них меньше, чем в "Берсерке" или "Хеллсинге", персонажи не столь утонченно красивы, как в "Рыцаре-вампире" или "Дьявольских возлюбленных", в сюжете практически в обязательном порядке присутствует турнирная составляющая ("Тенкаичи Будокай" в "Драгонболле", экзамен на звание охотника в "Hunter x Hunter" и др.), повествование дробится на непродолжительные арки (случай "Блича" – исключение), фундамент составляют приключения, файтинг, "прокачивание" героев в боях.

Кадр из сериала "Блич" (2004-2012)

Зрители 2000-х получили в свое распоряжение несколько "видов" сенэн-аниме. Прежде всего, это сериалы с мощным центральным сюжетом – "Наруто" (первый сезон) и "Блич" (серии 1-63). В обоих монументальная "золотая арка" предварялась несколькими крохотными вступительными, в которых постановщики знакомили зрителей с героями. Далее следовал основной сюжет, причем не растянутый, а заботливо умещенный в определенное количество серий (в "Наруто" – экзамен на тюнина, в "Бличе" –  вторжение Итиго в Сообщество душ ради спасения Рукии с плахи).

Кадр из аниме "Рэйв Мастер" (2001-2002)

Анализируя структуру сенэна дальше, выделим строго арочные сериалы: "Ван-Пис", "Фейри Тейл", "Рэйв Мастер" и др. В них присутствует центральный сюжет (в "Ван-Пис" – поход мугивар за сокровищем, название которого вынесено в заглавие сериала, в "Рэйв Мастере" – сбор Хару осколков "светлого камня" Рэйва), однако он вовсе не доминирует, а оказывается задвинут создателями "на потом" до поры – до времени. На популярности тайтлов по мангам Эйитиро Оды и Хиро Масимы это не отражается отрицательно – в первом хватает островов с оригинальным "наполнением", во втором – интересных заданий для Нацу сотоварищи.

Кадр из аниме "Арата: легенда" (2013)

Первые два типа сенэна (все это "бесконечные" сериалы, от которых стандартные 12- и 24-серийные сенэны отличаются лишь улучшенной рисовкой и отсутствием филлеров – "Клеймор", "Демон-дворецкий", "Сердца Пандоры" и др.) подразумевают наличие глуповатых протагонистов, фэнтезийного окружения, отведение любовных линий на задний план. Сенэны, которые делались и делаются по комиксам Румико Такахаси, Ю Ватасэ и подобных бесподобных мангак, имеют некоторые отличия: в них, к примеру, присутствуют ангельски красивые героини и не отстающие от них по части внешности герои. Соответственно, и тема отношений там по мере развития сюжета выпирает все сильнее. Оценить это можно на примере транслировавшегося весной 2013-го сериала "Арата: легенда", который базируется на одноименной манге Ю Ватасэ.

Короли сенэна: "Драгонболл" и "Ван-Пис"

Мир аниме "Драгонболл" – образцовая фэнтезийная вселенная. События каждой последующей арки логично продолжают историю предыдущей, филлеры нисколько не портят сериал, файтинг поставлен так, что позавидует команда, делающая "Наруто", юмор отлично разбавляет то бестолковость, то серьезность повествования. Драматургия "Драгонболла" показательна: отдельные сюжетные срезы сделаны на недосягаемом для современного "аниме для эстетов" уровне. Речь, например, об арке о башне Карина (параллель в "Бличе" – "Трилогия смерти").

Кадр из сериала "Драгонболл" (1986-1989)

Переходим к "Ван-Пис". Для того, чтобы решить для себя, смотреть 600+-серийное аниме или нет, достаточно прочитать одну главу манги Оды-сенсея – причем любую. Потратите вы на это 6-10 минут. Бешеный юмор, зашкаливающая информативность, наличие персонажей, одним своим видом притягивающих к истории… Ну и сама история: Ода придумал идеальный арочный сюжет, в котором герои путешествуют от острова к острову (и филлеры можно безболезненно вписывать в полотно произведения)! С его фантазией можно тянуть мангу хоть до 10-ти тысяч глав – она вряд ли упадет в популярности. Для 2000-х "Ван-Пис" – то же самое, что "Драгонболл" для 1980-х, с той лишь разницей, что произведение Акиры Ториямы все же было лишено некоторой доли сопливости (порой Луффи слишком далеко заходит со своей пропагандой "накама"), присутствующей в "Ван-Пис".

Кадр из аниме "Ван-Пис" (с 1999)

Чего не хватает сенэну в 2010-е гг.

Последним ярким всплеском в мире сенэн-аниме стал "Торико". Во-первых, создатель оригинала, Мицутоси Симабукуро, подарил читателям дивный дикий мир, где человек – всего лишь насекомое на фоне всевозможного зверья, во-вторых, несмотря на формальное присутствие центрального сюжета (Торико, охотник за новыми вкусами, заполняет позиции своего "идеального меню"), арки в манге/аниме подаются как самодостаточные "произведения в произведении". Да, "Торико" губит несколько откровенно глуповатых арок, необъяснимо резкий переход отдельных злыдней в разряд протагонистов, несоответствие голоса Роми Пак характеру Комацу и прочее, но все это не тянет на причины, достаточные для отказа от просмотра тайтла.

Кадр из аниме "Торико" (с 2011)

Чего же не хватает сенэну в 2010-е и почему у "Наруто" и "Фейри Тейл" по-прежнему не появилось достойных конкурентов и сменщиков? Ответ прост, и его можно найти на страницах Weekly Shonen Jump, главного "рассадника" экшн-сенэна. Обратимся к недавно финишировавшим мангам – "Кируко – новенькая девушка-полицейский" и "Голодный Джокер". В обоих случаях авторы делали упор на юмор, ставили героев в крайне сомнительные ситуации (особенно Кируко), загоняли в фундамент исключительно штампы (сбор команды, победа врага на 1-м уровне и переход на 2-й и т.д.)...

Последняя тенденция проявляется крайне ярко: кажется, что на мангак так сильно давят редакторы, что те попросту вынуждены выдавать в первых 10-20-ти главах исключительно "проверенный" материал. Читатели реагируют на это отрицательно: "проверенный" материал ведь тоже нужно уметь правильно подать! Ёсихиро Тогаси, до работы над "Хантером" заимевший в "портфолио" тайтл "Отчет о буйстве духов", начал свою самую знаменитую мангу сразу с турнира, что не поставило крест на ее продолжении – она присутствует в "Джампе" до сих пор (в данный момент комикс находится в безвременном хиатусе). А вот "Лука из племени металлика" Тэруаки Мидзуно, воспользовавшегося подходом Тогаси-сенсея, очень быстро сошел с рельсов "Джампа".

Сенэн по-прежнему остается одним из самых популярных направлений аниме, хотя в последние годы сильна тенденция к деградации "жанра". В любом случае, на сегодняшний день сенэн-сериалов – пруд пруди, и даже на знакомство с верхушкой этого "айсберга" уйдут годы. Так что поклонник сенэна может не отчаиваться – тех сериалов, что уже вышли, ему хватит до старости.

© Ярослав Гафнер, Anidesu