Мир аниме и мир Голливуда

Статьи

Мир аниме никогда не просился на киноэкраны, но его туда, тем не менее, всегда пытались вытащить – поначалу только японские постановщики, а в 1990-2000-х гг. к ним примкнули и голливудские студии. В настоящий момент мы находимся на пороге настоящего бума блокбастеров по мангам, аниме и ранобэ. Произойдет он или нет – зависит от успеха в прокате таких лент как "Грань будушего", "Кайт" и, возможно, "Боевой ангел".

Кадр из фильма "Кайт" (2014)

"Спиди Гонщик", "Драконий жемчуг: Эволюция" и другие "первые попытки"

Искать подходы к продукции аниме-индустрии Голливуд начал еще в 1990-х гг. Именно тогда были созданы низкбюджетные ленты "Кулак Северной Звезды" (1995) и две постановки по манге "Гайвер" (1991 и 1994 гг.) с Марком Хэмиллом / Люком Скайуокером. В 90-е же началась эпопея с переводом на экран мира аниме "Спиди Гонщик". Проект был закончен только в 2008 г. – после того, как к нему подключились (тогда еще) братья Вачовски. Зрители, увы, не смогли оценить подход создателей "Матрицы" с игрой актеров на фоне рисованных декораций – в итоге картина в прокате провалилась. Тем не менее, в этом фильме Вачовски удалось: a) продемонстрировать, как нужно адаптировать аниме к киноформату, b) поставить шикарные автомобильные гонки.

Кадр из фильма "Спиди Гонщик" (2009)

В это же время Голливуд работал над еще одним культовым тайтлом – "Драгонболл". Картина Джеймса Ванга и Стивена Чоу ("Шаолиньский футбол" помните?) в итоге получила название "Драконий жемчуг: Эволюция" (2009), действие в ней оказалось перенесено в альтернативную вселенную, файтинг заменили разговорами, как следствие – бешеный провал в прокате при скромном, по меркам Голливуда, бюджете ($45 млн.; для сравнения – на "Спиди Гонщика" ушли $120 млн.). Ситуацию спасал только Чоу Юнь-Фат (Мутен Роси), смешивший не меньше, чем в "Городе в огне" Ринго Лама.

Чоу Юнь-Фат в роли Камэ-сэннина в ленте "Драконий жемчуг: Эволюция" (2009)

Эра "долгостроев"

Неудачи "Спидогонщика" и "Драгонболла" не охладили интереса голливудских продюсеров к японскому материалу. Один за другим были выкуплены права на постановку тайтлов "Евангелион", "Манускрипт ниндзя", "Акира", "Ковбой Бибоп". Ходили слухи и о "Бличе", в команду создателей которого оказался записан Питер Сигал – разумеется, к радости фэнов.

Итиго Куросаки негодует и собирается кинуться в Голливуд Гэцугой

Судьбу перечисленных "долгостроев" (а это именно "долгострои", потому что все работа над ними сводится к обсуждению планов по работе над ними на банкетах, по этому случаю и устраиваемых) можно отследить на примере "Акиры". Купили права (2008), определили бюджет ($90 млн.), разделили на 2 части, стали готовиться к съемкам, заморозили проект (2012). В августе 2012 г. мэтр Хауме Кольет-Серра (все о нем слышали, не правда ли?), прикрепленный к проекту еще до заморозки, изъявил желание найти в своем рабочем графике время для постановки "Акиры" весной 2014-го… Ну можно и еще полгода подождать, только и тогда вряд ли проект сдвинется с места, потому что под такого "слона" нужны тяжеловесы вроде Вачовски.

У Тэцуо Симы любой голливудец (Хауме Серра тем более) работал бы до посинения

"Боевой ангел" Джеймса Кэмерона и "Тетрадь смерти" Шейна Блэка

Про интерес Джеймса Кэмерона к тайтлу "Боевой ангел" Юкито Кисиро, которую в США издали задолго до манга-бума в книжной индустрии, было известно давно. И про то, что тот пишет сценарий по манге и вот-вот готовится приступить к съемкам по ней, – тоже. В августе 2013-го Кэмерон то ли удивил, то ли огорчил поклонников произведения Кисиро-сенсея – рассказал прессе, что будет ставить фильм про девушку-киборга в 2017-м. С одной стороны, не стал скрывать, что "Аватары" для него сейчас важнее, с другой – дал надежду, что к манге все-таки вернется.

Фрагмент комикса "Боевой ангел" (1990-1995)

Еще одна манга, в скором воплощении которой в виде голливудского блокбастера не стоит сомневаться, – это "Тетрадь смерти". Ее постановщиком значится Шейн Блэк, осиливший третьего "Железного человека", стало быть – нужно только подождать, когда он разберется с прочими своими проектами, и готовиться идти в кино на "Тетрадку".

Сплошной Том Круз

Фильм "Грань будущего" с Томом Крузом стартует в прокате в конце мая 2014 г. О его ранобном фундаменте, сюжете и работе Такэси Обаты над манга-адаптацией лайт-новел мы уже писали тут и тут. Сейчас же предлагаем читателю ознакомиться с трейлером этого фантастического боевика.

Кроме того, в планах у Круза – участие в фильме по япоскому роману Yukikaze Тёхэя Камбаяси (по нему было сделано аниме Battle Fairy Yukikaze) и, вполне возможно, работа с Кристофером МакКуорри над "Космическим крейсером Ямато" (оба работали в паре над "Операцией "Валькирия", "Джеком Ричером" и готовятся к пятой "Миссии"). Мир аниме Лэйдзи Мацумото в свое время открыл "золотой" век японской мультипликации, так что обращение к данному материалу закономерно, – вещичка это не менее культовая, чем "Спиди Гонщик" или "Драгонболл".

Нетрудно догадаться, что манга и аниме-адаптации в Голливуде ждет большое будущее, если к ним станут обращаться титаны вроде Кэмерона, если их будут столь же удачно цитировать, как в "Тихоокеанском рубеже", или оригинально интерпретировать – как в "Спиди Гонщике". Как только это произойдет – можно смело ожидать наступления эпохи "японских комиксов для всех", потому что обывателю, пожалуй, только с киноэкрана можно вбить в голову, что манга, равно как и аниме, – не только для детей, в отличие от 99% американских комиксов, и что она достойна внимания по крайней мере не меньшего, чем западные графические истории и мультипликация.

© Ярослав Гафнер, Anidesu