Мир аниме Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки Статьи

Мир аниме Хаяо Миядзаки невероятно огромен и интересен. В преддверии старта в российских кинотеатрах его прощальной полнометражки, "Ветер крепчает" (Kaze Tachinu), Anidesu предлагает тебе познакомиться с тематикой картин культового анимационного режиссера и последними связанными с ним новостями.

"Ветер крепчает" (в мировом прокате с 20.07.2013, в отечественном – с 20.02.2014)

От юморного сенэна до поучительной фантастики

Хаяо Миядзаки начал свою карьеру в аниме на вторых ролях (дизайнер, раскадровщик, аниматор), а первым проектом, который он контролировал из кресла режиссера, стал "Люпен III" (1971-72), 23-серийный резвый сенэн: для него он поставил большинство эпизодов. Затем был "Конан – мальчик из будущего" (1978), приключенческая постапокалиптика, а за ним – хит под названием "Навсикая из Долины Ветров" (1984): назидательная полнометражка о последствиях наплевательского отношения людей к природе. Похожий переход от мейнстримового сенэна к культовой фантастике был у Мамору Осии ("Несносные пришельцы" и "Призрак в доспехах").

Чем дальше, тем больше в лентах Миядзаки проявлялся экологический подтекст. Тем не менее, это не делало их нудными: быт на фоне ужасной катастрофы с ядовитыми лесами в "Навсикае" удачно оттенялся забавными шутками старичков, сначала составивших княжне Долины Ветров компанию в "отряде" пленников, а затем пошедших на танке против тольмекийцев.

"Навсикая из Долины Ветров" / Kaze no Tani no Nausicaa

В "Принцессе Мононокэ" (1997) на передний план снова был поставлен образ Леса: на этот раз не отравляющего жизнь людям, а уничтожаемого ими. Традиционно Миядзаки-сан не вывел здесь однозначно злых и однозначно добрых персонажей: по ходу картины сочувствовать можно было каждому второму, а момент перерождения некоторых отрицательных героев оказался поставлен настолько мастерски, что не осталось никаких сомнений насчет того, пытались  создатели  обмануть тебя в стремлении к хэппи-энду или нет. Не в обиду Мицутоси Симабукуро, великолепный "Торико" которого является настоящей одой флоре и фауне: у экс-напарника Эйитиро Оды порой случаются провальные главы именно из-за топорной драматургии, когда вчерашний злодей вдруг ни с того ни с сего начинает сегодня широко улыбаться.

"Принцесса Мононокэ" / Mononoke-hime

Что бы Миядзаки ни делал, экотематика всплывала всегда. Даже в клипе On Your Mark (на композицию Chage and Aska; 1995 г.), совсем коротком в силу формата, он сделал отсылку к Чернобыльской аварии – не надуманную, не очевидную с первого взгляда, но весьма показательную.

Авианиме

Мир аниме Миядзаки – это не только герои, пытающиеся найти себя в зеркале природы, но и всевозможные механизмы. Главным образом, конечно же, летательные аппараты – в том числе живые: скажем, Нэкобус из "Тоторо" (1988). Режиссер всегда старался вводить в повествование не просто абстрактные механизмы, но и на понятном языке показывал, как они работают. В "Ходячем замке" (2004), например, зритель смог увидеть механическую громадину "избушки на курьих ножках" изнутри.

"Мой сосед Тоторо" до сих пор входит в ТОПы самых продаваемых фильмов на DVD в Японии

Что касается летательных аппаратов, то они у Миядзаки – на любой вкус, хоть отдельную статью про них пиши. В "Навсикае" мы увидели планер княжны и несколько пузатых самолетов, в "Тоторо" сестры Кусакабэ летали на пушистом Тоторо и его не менее пушистом автобусе, в "Унесенных призраками" (2001) за авиацию оддувался мальчик-дракон Хаку, в "Ходячем замке" крыльями махал Хоул (там были представлены и более экзотические, чем крылатый колдун, летательные аппараты), ну а "Ветер крепчает" вообще рискует стать главным аниме для японцев, мечтающих посвятить себя авиации.

В борьбе за «Оскар» под прицелом у американской аудитории

В последнее время Миядзаки-сан довольно часто обсуждался в прессе. И инфоповодом служил не только его последний фильм. Продолжив традицию "Южного парка", создатели "Симпсонов" в недавней серии (транслировалась в США 12 января) сделали ряд прикольных отсылок к картинам титана японской мультипликации. Кроме того, 16 января стало известно о попадании последней полнометражки Миядзаки в список номинантов на "Оскар"-2014 в категории "Лучший анимационный полнометражный фильм" (в лонг-листе также присутствовали "Письмо для Момо" и "Девочка-волшебница Мадока"). Ранее подобной чести удостаивались всего два аниме – "Унесенные призраками" (в итоге получило статуэтку) и "Ходячий замок".

"Унесенные призраками" / Sen to Chihiro no Kamikakushi

О том, станет ли "Ветер крепчает" оскароносным, мы узнаем 2 марта. Соперничать ему придется с мультфильмами "Гадкий я 2", "Эрнест и Селестина: Приключения мышки и медведя", "Холодное сердце" и "Семейка Крудс". Стоит добавить, что в короткометражной анимации в этом году также присутствует один японский мультик – Tsukumo Сюхэя Мориты из сборника Short Peace Кацухиро Отомо. Возможно, этому аниме удастся повторить успех Tsumiki no Ie Кунио Като 2009 года.

Будет ли "Ветер..." гулять по России

А теперь о прокате ленты "Ветер крепчает" в России. Для начала рекомендуем ознакомиться с видеообзором фильма от Алекса Лапшина и Валерия Корнеева.

Далее – российский трейлер картины. В нем не сказано ни слова о сюжете ленты, приводятся общие, ни о чем не говорящие фразы кинокритиков (вряд ли известных широкому зрителю, ну а слова человека по имени Стас Тыркин, да еще и из "Комсомольской правды" отечественный анимешник на веру совершенно точно не воспримет; прим.: Anidesu не имеет ничего против Стаса Тыркина и "Комсомольской правды").

Несмотря на то, что в трейлере не звучит ни фразы на русском (как, впрочем, и на японском – если говорить о персонажах), фильм выпустят в дубляже, причем от Reanimedia в переводе Дмитрия Коваленина. Некоторое время назад прокат картины в России был поставлен под вопрос: компания Bazelevs Distribution исключила его из пакета проектов на 2014-й. В итоге внедрением фильма в сеть кинотеатров будет заниматься фирма All Media. Ранее озвученная дата премьера – 20 февраля – осталась неизмененной.

Мир аниме Миядзаки продолжает жить, несмотря на уход титана из сегмента полнометражных фильмов. Сейчас он занят мангой, и мы об этом уже писали. Двигается она крайне медленно (Миядзаки недавно исполнилось 73 года). В будущем ждать от классика громких премьер вряд ли стоит. С другой стороны, поставил же Исао Такахата после 11-летнего перерыва Akage no Anne: Green Gables e no Michi (2010) и Kaguya-hime no Monogatari (2013). На момент старта в прокате последней картины ему стукнуло 78 лет.

© Ярослав Гафнер, Anidesu