История аниме-индустрии в России

Аниме История аниме-индустрии в России / Аниме-индустрия Статьи Аниме в России

На историю аниме в целом ресурс Anidesu пока не замахивается, а вот подвести итоги развития аниме-индустрии в России вполне способен. В сегодняшней небольшой статье – краткий обзор достижений издателей лицензионного аниме и специализирующейся на japanimation прессы.

Кадр из аниме "Летающий Корабль-Призрак" (Sora Tobu Yureisen)

Начнем издалека – с 1980-х, когда по нашей страна прокатилась первая волна "отакуизации" (относительно волн – следуем терминологии Бориса Иванова, автора "Введения в японскую анимацию"). Причина ее появления заключалась в том, что в советский прокат "пожаловал" "Корабль-призрак" (1969) и некоторые другие классические мультфильмы из Страны восходящего солнца.

Вторая волна включала трансляцию по российскому телевидению американских "склеек" японских сериалов под названиями Macron-1 и Robotech (начало 1990-х). Дальше наступила эпоха "Луны в матроске" ("Красавица-воин Сейлор Мун", середина 1990-х гг.). По мнению Б. Иванова, даже самые невнимательные зрители при просмотре последнего сериала начали фиксировать для себя, что знакомятся именно с японской анимацией. Отаку приступили к объединению в клубы (первенец – "R.An.Ma"), некоторые из них отважились на создание сайтов (Константин Груша, Алексей Дубинский).

Спонсор статьи: http://hinditeka.ru/indian-filmy/boeviki/

Четвертую волну "отакуизации" Б. Иванов называет "эпохой «Горбушки" (1997-2000 гг.), когда продажей аниме плотно занялись видеопираты. В 1999-м вышла книга "Введение в японскую анимацию", также стараниями ее автора статьи об japanimation попали на страницы изданий Paradox, Premiere,"Домашний компьютер" и др. (собственно, к тому времени о манга-мультфильмах уже вовсю писал журнал "Великий Dракон"). В 2000-м в Воронеже прошел дебютный "Всероссийский фестиваль японской анимации".

Рубрика "Банзай!" появилась в "Стране игр" в №126 (ноябрь 2002 г.)

Видеокассеты в начале 2000-х гг. предсказуемо уступили место "цифре", как следствие – возникновение пятой волны "отакуизации" (2000-2003 гг.). "Мира аниме" в "Великом Dраконе" и "Банзай!" в "Стране игр" читателям оказалось маловато, ответом на что стало появление нескольких журналов, связанных исключительно с аниме и мангой: речь об "АниМаге", "АнимеГиде", anime*magazine. Их появление было вызвано еще и наступлением "эпохи лицензии", когда компания MC Entertainment приступила к официальному выпуску аниме в России.

Золотыми для дистрибьюторов аниме на просторах нашей страны стали 2006-2008 гг. Компанию на рынке MC Ent. (фирма выпускала до 6-ти DVD с аниме ежемесячно) составили "Мега-Аниме", Reanimedia, XL Media. На манга-рынке активную деятельность развернуло издательство Comix-ART (в тандеме с "Эксмо").

"Введение в японскую анимацию" Б. Иванова вышло двумя изданиями (1999, 2002 г.)

Затем в России (как и в остальном мире) произошел резкий крах индустрии аниме и манги. Дистрибуцией japanimation в настоящее время занимается только "Реанимедиа", из аниме-СМИ в "живых" остался только "АниМаг" (да и то в формате базы данных), крупные компании ("Эксмо") отказались от издания манги. Виной всему – конечно же, интернет.

Впрочем, отметим, что влияние интернета не было исключительно отрицательным: помимо тотального распространения japanimation, он привел аниматоров к мысли о новом формате мультфильмов – ONA (Original Net Animation). Валерий Корнеев приводит в своей статье "Итоги десятилетия" (для "Страны игр" №323, 2011 г.) интересный факт: в 2000-м Б. Иванов рассказывал о творчестве Осаму Тэдзуки паре сотен постоянных читателей anime.ru, а в 2010-м телепремьеру аниме "Первый отряд. Момент истины" застолбил за собой "Первый канал".

Резюмируем: да, аниме-индустрия в России сейчас находится в плачевном состоянии, издатели японской мультипликации и комиксов ведут себя крайне вяло, профильные СМИ отсутствуют. И вместе с тем – интернет-аудитория ждет не дождется, когда же на просторах Сети наконец появится грамотное издание об japanimation, способное удовлетворить интерес и тех, кто следит за онгоингами, и тех, кто к аниме обращается только по большим праздникам – например, при выходе очередного фильма Миядзаки или удачной экранизации видеоигры.

См. также публикацию Свежие новости аниме: где искать? тут